Греческая философия и зарождение нейронаук

Поделиться в соцсетях:

Многие ведущие концепции современных нейронаук берут свое начало в размышлениях древнегреческих философов и врачей. Античные ученые задавались серьезными вопросами и пытались найти на них ответы в физическом и духовном мире человека. Например, они спрашивали себя, где находится источник человеческих мыслей, как работают механизмы познавательной деятельности, какова природа эмоций, восприятия, почему возникают произвольные движения.

С VI века до н.э. по II век н.э. философы предложили поразительный набор догадок, направленный на раскрытие тайн души, интеллекта, причин неврологических и психических расстройств. Греческие ученые, стремясь объяснить сущность психических явлений, разработали огромное количество работающих теорий. Эти теории до сих пор очаровывают нас своей оригинальностью и богатством смыслов. О них и поговорим. 

1. Происхождение психических функций

В 360-х годах до н.э. Платон написал драматическое произведение «Федон», в котором идет рассказ от имени одного из учеников Сократа — Федона, о последнем дне жизни учителя. В сочинении Сократ (469 — 399 гг. до н.э.) сталкивается с проблемой происхождения человеческих мыслей и пытается объяснить идеи философов прошлого об источнике самосознания и познавательных способностей людей.

Бюст Платона
Фото: Mark Cartwright / Бюст греческого философа Платона, копия середины I века н.э., снятая с оригинала, выполненного скульптором Силанионом в IV века до н.э.

«И прежде всего я исследовал такие вопросы:… есть ли то, посредством чего мы мыслим? Может, это кровь? Или воздух? Или огонь? Или ни то, ни другое, ни третье? А, может, мозг дает нам чувство слуха, зрения и обоняния? И отсюда возникают воспоминания и представления, а из воспоминаний и представлений, когда они придут в спокойное состояние, возникает соответственное тому знание».

Приведенный выше отрывок из «Федона» представляет чрезвычайный интерес как минимум по трем причинам:

  • потому что Сократ правильно ставит вопрос о том, «что в нас думает»;
  • потому что философ правильно определяет, что мозг — это место, где появляются человеческие мысли;
  • потому что Сократ понимает, что мозг может не только «получать ощущения», но еще и порождать их, а также отвечает за появление памяти, суждений и знания.

2. Досократическая традиция

В V веке до н. э. в греческом мире преобладала новая, единая и абстрактная идея души, которая возникла отчасти как следствие лингвистических достижений поэтов-лириков эпохи Архаики, разработавших новую концепцию духовной жизни. Вклад натурфилософов в теоретическое обоснование этой концепции был бесценен.

В своей «Метафизике» Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) пишет, что натурфилософы были группой новаторов и мыслителей, стремящихся объяснить строение всей материи. Эти ученые исследовали различные аспекты физического и органического мира, а также пытались решить проблему природы души и ответить на вопрос, как психическая активность взаимодействует с биологическим телом.

Некоторые естествоиспытатели приписывали способность порождать мысли отдельным физическим принципам, лежащим «вне тела». Другие мыслители, которые больше интересовались когнитивистикой, наоборот, верили, что эти процессы должны происходить «в теле», и утверждали, что центр интеллекта должен быть сосредоточен в определенных органах человеческого тела, таких как грудь, диафрагма, сердце, голова или мозг.

3. Алкмеон, Гиппократ и энцефалоцентрическая теория

В V веке до н. э. греческие философы и врачи разработали две основные теории, объясняющие происхождение мыслительной деятельности: энцефалоцентрическую и кардиоцентрическую.

Приверженцы первой теории считали мозг «вместилищем человеческого сознания, ощущений и знаний»; приверженцы второй приписывали все эти способности сердцу. Обе теории постоянно сталкивались, переплетались друг с другом и становились причиной страстных и длительных споров, которые продолжались не одно столетие.

Один из главных приверженцев энцефалоцентризма — греческий врач и философ Алкмеон Кротонский (VI — V вв до н.э.), который сделал огромный шаг в развитии нейроанатомии, он проводил первые анатомические вскрытия трупов животных. Ученый полагал, что именно головной мозг, а не сердце, управляет всеми функциями тела и всей его жизнедеятельностью, и что работа органов чувств и сенсорных систем зависит от восприятия этой сенсорной информации головным мозгом. 

Алкмеон различал понятия, ощущения и способности мыслить. Человек, говорил философ, «отличается от прочих [других животных] тем, что только он один мыслит, тогда как остальные [животные] только ощущают, но не мыслят».

Похожие предположения высказывали и другие античные философы V века до н.э. Например, Гиппон Самосский считал, что основная часть души находится «в голове», а именно в мозге. Философы, Анаксагор из Клазомены (ок. 500 — 428 гг. до н. э.) и Диоген Аполлонийский (499/498 — 428/427 до н. э.) признавали, что все ощущения, которые испытывает любое существо, в том числе и человек, непосредственно связаны с мозгом.

Еще один греческий врач, Гиппократ (около 460 — 370 гг. до н.э.), говорил, что мозг человека напоминает мозг всех других животных: «он также состоит из двух симметричных половин, а его середину разделяет тонкая оболочка». В сборнике сочинений Corpus Hippocraticum Гиппократ писал о мозге как о «средоточии человеческого интеллекта и причине неврологических заболеваний».

Бюст Гиппократа
Фото: wikipedia / Бюст Гиппократа

В своем раннем трактате De morbo sacro Гиппократ утверждал, что эпилепсия, которую в античной Греции называли «священной болезнью», на самом деле «имеет естественную причину, и ее “божественность” объясняется неопытностью людей». Причина же возникновения эпилепсии кроется в мозге, который «обладает наибольшей силой в человеке. Если мозг находится в спокойном состоянии, тогда человек здраво мыслит…. Глаза, уши, язык руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг; ибо тело имеет разумения…, но мозг является вестником этого разумения».

В этом же трактате античный ученый рассматривал мозг как «вместилище суждений, эмоций и эстетической деятельности»:

«Полезно также знать людям, что не из иного места возникают в нас удовольствия, радости, смех и шутки, как именно отсюда (от мозга), откуда также происходят печаль, тоска, скорбь и плач…. Благодаря мозгу … мы различаем уродливое и прекрасное, плохое и хорошее, приятное и неприятное». 

Гиппократ полагал, что мыслительная деятельность человека, мораль, развитое восприятие окружающего мира, произвольные движения тела — это «все те вещи, которые сосредоточены в мозге»

Кроме того, древнегреческий врач объяснял, что если у человека появляется «психическое безумие», значит, в его теле запущен процесс «разрушения мозга, вызванный желчью» — одной из четырех основных жидкостей в организме (кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь), которые в то время считали ответственными за состояние здоровья и возникновения болезней.

3.1. Учение Платона о душе. Душа у пифагорейцев

Философ Платон (427 — 347 гг. до н.э.) был сторонником идеи о верховенстве мозга как главнейшего органа разумной души. 

Античный мыслитель преподнес новый и важный взгляд на душу человека и мира в целом, он привнес в развитие человеческой мысли новое качество действительности – психологическое. В отличие от материалистов Древней Греции, которые отвергали бессмертие души, Платон верил, что она бессмертна. Учение Платона о душе более подробно представлено в его «Тимее» — трактате о космологии, физике и биологии.

Платон полагал, что бессмертная душа каждого человека состоит из трех частей. Первая — «логистикон», включает в себя логику и разум. Вторая — «тимос» — источник чувств, базовых человеческих эмоций: смелости, страха, гнева и надежды. Согласно Платону, тимос находится в груди, над диафрагмой, рядом с сердцем и легкими; «сердце наблюдает за ним как страж». Третья — «эпитиметикон» — страсти, желания, инстинкты, бессознательная жизнь, именно из-за эпитиметикона человек испытывает постоянную «тягу к еде и питью». По мнению философа, эта часть души располагается в области между диафрагмой и пупком, рядом с печенью, как можно дальше от «логистикона».

строение головного мозга
Фото: Твиттер @sitovskaya / Строение головного мозга

У древнегреческого мыслителя-пифагорейца Филолайя Кротонского (ок. 470 — 385 гг. до н.э.) вообще была четырехступенчатая система психических и жизненных принципов человека. Философ выделял следующие анатомические органы, каждый из которых был связан с различными психофизическими способностями:

  • голова — вместилище интеллекта;
  • сердце — основа жизни и ощущений;
  • пупок — место, где зарождается жизнь и развивается зародыш;
  • половые органы — механизм оплодотворения.

В доктрине первых пифагорейцев (название философского движения и направления древнегреческой философии, основателем которого был Пифагор Самосский) душа рассматривалась как структура, состоящая из трех частей: 

  • ума (nous);
  • рассудка (phrenes), их вместилищем был мозг;
  • страсти (thymos) — отваги, храбрости и смелости, которые зарождаются в сердце.

Пифагорейцы считали, что душа есть единство этих трех составляющих, гармония, сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части (рассудок и страсти) являются общими для людей и животных.

4. Кардиоцентрическая теория

Кардиоцентрическая теория получила широкое распространение и стала авторитетной при Аристотеле (384–322 гг. до н.э.), выдающемся натурфилософе античности.  

Древнегреческий мыслитель особое внимание уделял душе, которую определял как «форму тела» — источник жизни, восприятия и мышления, неразрывно взаимосвязанный с телом. 

В своих трудах философ писал, что существует три типа души:

  • Растительная (питательная) душа, отвечающая за размножение, рост и питание, встречается как у растений, так и животных;
  • Чувственная (животная) — есть только у животных, она ведает теми же функциями, что и растительная душа, но еще дополняется способностью к ощущениям, чувствам, желаниям;
  • Разумная душа (дух) — присуща только человеку. Помимо набора функций растительной и чувственной души, обладает еще и способностью к мышлению. 

По Аристотелю все способности и качества души находятся в сердце. Таким образом сердце занимает высшее место в психической и физиологической иерархии Аристотеля; оно является центральным органом тела, генератором тепла, источником крови и сосудов, общего чувства.

Бюст Аристотеля
Фото: Mark Cartwright / Бюст греческого философа Аристотеля. Работы скульптора Лисиппа. Копия, снятая с бронзового оригинала

Кроме философии, Аристотель увлекался анатомией и внес большой вклад в исследование строения мозга. Аристотель был одним из первых, кто заметил, что у всех животных мозг располагается в передней части черепа, и что его покрывают две мозговые оболочки, в толще которых располагаются кровеносные сосуды. 

«Наружная оболочка, расположенная в области свода черепа, несомненно, самая толстая, — писал философ в своих трудах, имея в виду твердую мозговую оболочку. — Внутренняя оболочка, которая находится вокруг самого мозга, более тонкая (здесь, скорее всего, речь идет о мягкой мозговой оболочке — прим. ред)».

Древнегреческий мыслитель первым провел важное анатомическое различие между Большим мозгом (cerebrum, самой большой частью головного мозга, представленной корой) и малым — мозжечком (cerebellum). Ученый определил, что мозжечок располагается за Большим мозгом, ближе к затылку, форма и текстура мозжечка  отличается от формы и текстуры Большого мозга. 

Кроме того, Аристотель выделял «три главных нерва», которые он назвал «ходами» («каналами»); их пути и окончания находились в мозговом центре. Два этих нерва — самый большой и средний по размеру — вели к мозжечку, а самый маленький — к мозгу. Скорее всего, мыслитель говорил о зрительном нерве и двух других черепных нервах.

Греческий ученый обнаружил в мозге небольшие полости, вероятно, желудочки, и часто говорил о «текучести мозга», возможно, имея в виду спинномозговую жидкость, которая заполняет эти полости.  

Аристотель относился к мозгу не так, как к сердцу, и полагал, что первый орган предназначен лишь для охлаждения крови, тогда как последний является «вместилищем сознания, ощущений и движений». Философ был уверен, что мозг должен регулировать количество тепла, исходящего от сердца, а значит, может быть «источником сна».

4.1. Диокл Каристский

Древнеримский историк Плиний Старший называл Диокла Каристского, который жил в IV веке до н.э. в Древней Греции, выдающимся врачом древности. Ученый обозначал важную роль сердца в работе тела человека и считал его средоточием разума. Диокл полагал, что сердце — это центр ощущений и мыслей от которого «психическая пневма распространяется по телу через артерии к мозгу» (пневма — термин, используемый в древнегреческой медицине; в разные времена пневмой называли жизненную силу, душу). 

Диокл Каристский
Фото: pixels.com / Иллюстрация, на которой изображен Диокл Каристский

В своем труде по анатомии Диокл одним из первых подробно описал отдел сердца — предсердие; обнаружил, что в этом отделе находится правое и левое предсердия, или ушные раковины. Однако свое открытие древнегреческий врач неверно истолковывал; он приписывал этим придаткам роль органов чувств, через которые сердце «слушает и понимает».

Чуть позже Диокл улучшил свою доктрину «когнитивной первичности сердца», обозначил в ней еще и важность мозга. Медик предположил, что правая половина мозга порождает ощущения, а левая — интеллект. При этом сердце, по его мнению, все равно оставалось центром ощущений и средоточием разума.

4.2. Праксагор и его последователи

Праксагор (родился около 340 г. до н.э. — умер в III веке до н.э.) — древнегреческий врач и анатом, который счи­тал сердце центральным ор­га­ном те­ла и ме­стом пре­бы­ва­ния ду­ши. Праксагор стал первым, кто ус­та­но­вил раз­ли­чия ме­ж­ду ве­на­ми и ар­те­рия­ми (тер­мин «ар­те­рии» при­пи­сы­вают ему), полагая, что ве­ны со­дер­жат кровь, а ар­те­рии – воз­дух. 

Медик верил, что причиной безумия становится «разбухание сердца, в котором рождаются мысли», а делирий (психическое расстройство) и френит (буквально — «воспаление диафрагмы») «представляют собой воспаление сердца».

Кардиоцентрическую теорию происхождения мыслительной деятельности античные ученые поддерживали не только во времена Аристотеля, Диокла и Парксагора, но и гораздо позже. В частности, ее принимали перипатетики (ученики Аристотеля), Афиний Атталийский, который жил в I веке до н.э и был основателем медицинской «пневматической школы», а также стоики — представители одноименной философской школы. 

5. Александрийская медицинская школа и нервная система

В III веке до н.э. в птолемеевской Александрии процветала одноименная медицинская школа, наиболее значимыми представителями которой были Герофил Халкидонский (335 — 280 гг. до н.э.) и Эрасистрат из Кеоса (310 — 250 гг до н.э). 

Герофил первым стал вскрывать человеческие трупы, чтобы изучать строение тела человека, он считается основоположником анатомии как отдельной науки. Некоторые из его открытий в области анатомии использовались европейскими хирургами вплоть до XVII века.

Древнегреческому врачу приписывают серию точных описаний нейроанатомических структур, а его исследования мозга в значительной степени опередили свое время. Вскрывая трупы, Герофил пришел к выводу, что головной мозг — центр всей нервной системы, а также орган мышления. 

Заслуга греческого медика заключается в том, что он одним из первых подробно описал нервную систему и внутренние органы человека. Он установил различие между связками, сухожилиями и нервами, которые, по его мнению, являлись продолжением белой субстанции спинного и головного мозга; проследил связь нервов с головным и спинным мозгом. Таким образом он разграничил спинной мозг и костный, показав, что первый является продолжением второго. Герофил подробно описал большинство частей главного органа (особенно мозговые оболочки и желудочки) и срединную борозду мозга. 

Медик связывал происхождение движений с нервами, а параличи, по его мнению, выявлялись в результате потери чувствительности или произвольных движений, либо тех и других. Вопреки Проксагору, который объяснял «дрожание» поражением сосудов, Герофил утверждал, что причина этого состояния  — изменения в нервах и мозге.

Схема нервной системы человека
Фото: wikipedia / Схема нервной системы человека

Герофил очень тщательно изучал нервные структуры, разделял нервы по различным функциям на виды: сенсорные (aisthetika neura), двигательные (kinetika neura) и «нервы, которые отвечают за произвольные движения», детально описал черепные и спинномозговые нервы. Все эти открытия, безусловно, внесли выдающийся вклад в развитие науки, которую позже назовут неврологией.

Другой античный врач — Эрисистат, также внес огромный вклад в медицину. Исследования Эрасистрата дополняли и развивали исследования и взгляды Герофила. 

Эрасистрат также производил вскрытия трупов. Им было довольно полно описано макроскопическое строение головного мозга, указано на наличие мозговых извилин и отверстий между боковыми и третьими желудочками, которые впоследствии получили название монроевых. Эрасистрат описал мембрану, отделяющую мозжечок от мозга. Древнегреческим врачом впервые описываются доли мозжечка, разветвления нервов: двигательные и чувствительные.

Этот античный врач первым высказал мысль, что пневма (душа) располагается в желудочках мозга, самым главным из которых является четвертый. «Кровь, проходящая через хориоидальные сплетения, приходит в соприкосновение с душой и перерабатывается в сознание», — объяснял Эрассистрат. Это была первая в истории человечества психофизиологическая концепция объяснения механизма сознания, которая получила широкое распространение и существовала даже в Средневековье.

Большинство греческих ученых, в том числе и представителей александрийской медицинской школы, представляли нервы как «просветные структуры», несущие психическую пневму. Эта пневма от желудочков головного мозга опускалась вниз, к органам чувств и мускулам, и выполняла чувствительные функции, а также управляла произвольными движениями.

5.1. Гален

Гален из Пергама (129 — 216 гг.) — римский врач, хирург, который жил и творил уже в нашей эре. Гален посвятил лучшие годы своей жизни изучению функций мозга. Он был убежденным сторонником того, что именно мозг отвечает за появление мыслей, ощущений, движения. Ученый часто боролся с кардиоцентрическими взглядами, которые поддерживали философы-стоики, и объяснял, что мозг  — это орган, благодаря которому «мы видим образы и думаем»

Врач Гален препарирует обезьяну
Фото: wikipedia.org / Гален препарирует обезьяну. Картина, которую нарисовал португальский художник Велозу Сальгадо в 1906 году

Для Галена мозг — это гегемоникон, «управляющее начало»,  источник и причина ощущений и произвольных движений — «основных атрибутов разумной души».

Благодаря своим рациональным исследованиям Гален пришел к выводу, что нервы и спинной мозг состоят из того же вещества, что и головной мозг. Хирург понял, что спинной мозг — это длинная, хрупкая структура, которая начинается от головного мозга и тянется вниз почти до конца позвоночника.

Гален доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Объяснил, что по артериям движется именно кровь, а не пневма, как считалось ранее. Сделал вывод, что без нерва «нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепных нервов, блуждающий нерв.

6. Post Scriptum

Древнегреческие философы и врачи детально изучали анатомию человеческого тела и достаточно правильно описали большинство его органов, главными из которых были мозг и сердце. Взгляды и теории ученых прошлого очень сильно повлияли на становление современных научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных, когнитивных, познавательных процессов, психических расстройств, социального поведения человека. Все эти науки сегодня называются одним словом — нейронауки. 


При работе над текстом в качестве источников автор использовал сайт Novo Scriptorium и книгу Энрико Кривеллато «Душа, разум, мозг: греческая философия и зарождение нейронаук», изданную в 2007 году.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!


Подпишись на рассылку

Зачем? Чтобы получать познавательный и интересный контент по истории и археологии. Беспокоим только раз в месяц.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.


Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Пожалуйста, оцените публикацию!

Средняя оценка читателей: 4.9 / 5. Количество участников: 18

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Поделиться в соцсетях:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: